Спецпенсии в скором времени канут в Эстонии в прошлое. Этого требует жизнь. На прошлой неделе из-за скандала с высокопоставленными чиновниками Департамента полиции и погранохраны обсуждались как претенденты на специальные пенсии, так и сами спецпенсии. По словам представителя Министерства социальных дел Кристийны Сельгис, большинство европейских стран, как и Эстония, идут по пути отмены специальных пенсий.
Когда-то специальные пенсии были введены для того, чтобы мотивировать людей работать в силовых структурах и государственных учреждениях, где работа тяжела, а зарплата мизерна. Однако почти сразу же заговорили и об отмене этих пенсий, поскольку они стали синонимом несправедливости и обременяли государственную казну.
Если сравнивать размеры пенсий, то в настоящее время пенсия по старости составляет в Эстонии около 700 евро, а специальная пенсия — в среднем 1400 евро.
«Важно то, что базы начисления этих двух пенсий на самом деле разные. Если же мы говорим о специальной пенсии, то её размер напрямую связан с заработной платой должностного лица», — отметила в беседе с журналистами ERR руководитель пенсионного отдела Департамента социального страхования Агне Кивисельг.
Специальные пенсии индексируются, но не совсем так, как пенсии по старости; по словам Кивисельг, здесь тоже есть свои нюансы.
«В самом простом понимании спецпенсия — это пенсия, которая не устанавливается на основании Закона о государственном пенсионном страховании. Она, как и следует из названия, особенная, то есть специальная. Если говорить о полицейских, то для них существует две разные спецпенсии: пенсия за выслугу лет по Закону пенсиях за выслугу лет, и специальная пенсия для полицейских по Закону о полиции и погранохране, пояснила Кивисельг.
Спецпенсию получают люди, которые работали на определённой должности; существует семь видов специальных пенсий.
Пенсия депутата парламента выплачивается тем, кто был депутатом Рийгикогу в период с 1992 года по 2003 год, когда эта пенсия была отменена. В 2016 году правительство достигло соглашения об отмене спецпенсий для прокуроров Сил обороны, а также полицейских и пограничников. В то же время проводилась реформа трудоспособности.
Министры в те годы объяснили решение об отмене пенсий. «Тем, кто поступит на службу с 2020 года, мы должны предложить достойную заработную плату», — сказал министр внутренних дел Ханно Певкур в правительстве Таави Рыйваса.
Рийгикогу одобрил это решение два года спустя. Против отмены специальных пенсий выступала сильная оппозиция, вспоминает руководитель отдела пенсионной политики и трансграничного социального страхования Министерства социальных дел Кристийна Сельгис. Велись долгие переговоры.
«Это нововведение приняли в штыки. И сложнее всего было именно с правоохранительными структурами», — сказала Сельгис.
Решение об отмене специальных пенсий было принято потому, что государство было перегружено выплатой спецпенсий в больших размерах в дополнение к пенсии по старости. Кроме того, больше не было необходимости держать людей на одном посту в течение длительного времени.
«На самом деле, мы не должны держать людей на одной и той же работе десятилетиями — они могут захотеть развиваться, заняться чем-то другим. А специальная пенсия требует 20-25 лет стажа», — добавила Сельгис.
Вся Европа, по словам Сельгис, движется к отмене специальных пенсий, особенно в отношении сотрудников служб безопасности и обороны, а также государственных служащих. Согласно данным, полученным пару лет назад, только в четырёх европейских странах не была реформирована система спецпенсий: в Литве, Германии, Нидерландах и Великобритании.
Сельгис отметила, что, помимо всего прочего, в спецпенсиях присутствует оттенок несправедливости: «Почему работа одного человека важнее, чем работа другого? Почему один получает 1300 евро, а другой — 600 евро? А если при этом человек даже не работает на конкретной должности, за которую положена спецпенсия, то, да, можно сказать, что это нарушает чувство справедливости».
Так что же привлекает людей в государственный сектор сейчас, когда нет надежды на большие пенсии и другие вознаграждения? По словам государственного секретаря Таймара Петеркопа, как показывают опросы, в госсекторе предпочитают работать люди с чувством миссии.
«Это интересная работа. Вы развиваетесь, вас обучают, направляют в другие европейские страны и другие части света. Именно это в основном и привлекает людей, а материальное вознаграждение, которое более скромное, чем в частном секторе, рассматривается как второстепенное», — сказал Петеркоп.
Получатели спецпенсий в Эстонии по состоянию на март
Полицейские и пограничники — 2650, средняя спецпенсия — 1208 евро.
Служащие сил обороны — 1368, средняя спецпенсия — 1203 евро.
Судьи — 140, средняя спецпенсия — 3870 евро.
Члены Рийгикогу — 206, средняя спецпенсия — 2982 евро.
Всего в Эстонии специальную пенсию получает 4441 человек, средний размер пенсии составляет почти 1400 евро.