Парадокс! Право на пенсию за выслугу лет эстонскому спасателю приходится отстаивать в суде

Парадокс! Право на пенсию за выслугу лет эстонскому спасателю приходится отстаивать в суде! Автор/источник фото: Pixabay.com.
Парадокс! Право на пенсию за выслугу лет эстонскому спасателю приходится отстаивать в суде. Автор/источник фото: Pixabay.com.
Парадокс! Но своё право на пенсию за выслугу лет эстонскому спасателю приходится отстаивать в суде. Не верите? К сожалению, это правда. Ну, а теперь, как говорится, подробности. Эстонский спасатель был вынужден подать в суд на Департамент социального страхования, считая, что департамент нарушает закон, отказывая ему в выплате пенсии в соответствии с его стажем. Административный суд встал на сторону спасателя.

В августе прошлого года исполнилось 25 лет с момента поступления Индрека на службу в Спасательный департамент. Такой стаж даёт ему право получать пенсию за выслугу лет, которая выплачивается людям за работу на определённых должностях, связанных с риском для жизни человека.

Индрек обратился в Департамент социального страхования (SKA), который выплачивает пенсии. Однако 1 сентября ему сообщили, что права на такую пенсию он не имеет, поскольку не выработал 25 лет трудового стажа. Выяснилось, что именно в сентябре 2022 года департамент изменил прежнюю практику и перестал засчитывать в стаж работы родительский отпуск.

«Для меня это стало большой неожиданностью, поскольку еще в начале августа мне позвонил сотрудник SKA и сказал, что у меня скоро будет выработан стаж, и посоветовал подать ходатайство об оформлении пенсии по выслуге лет. И вот 1 сентября я получил такой интересный ответ», – рассказал журналистам ERR Индрек.

Он сразу же оспорил решение Департамента социального страхования, но департамент продолжает настаивать на своём.

«Они сослались на Регистр работы, в котором написано, что мои трудовые отношения приостанавливались на время родительского отпуска. Этот регистр вообще не относится к делу. Но они опираются на него, говорят, что в регистре нет стажа и всё», – пояснил Индрек.

Ему ничего не оставалось, как обратиться в суд. Суд первой инстанции – административный суд – встал на его сторону, но SKA обжаловал решение. Теперь дело рассматривается в окружном суде.

Особенным случай делает тот факт, что после 25 лет службы Индрек ушел с работы, но теперь вернулся. И если трактовка SKA не изменится, наверстать стаж он не сможет, поскольку в работе был перерыв. То есть он либо добьётся правды в суде и получит пенсию за выслугу лет, либо не получит её никогда.

«Печально, когда чиновник или государственное учреждение, занимающееся вопросами социального обеспечения, действует такими грубыми методами. Вопреки закону, на мой взгляд. Ни один закон не был изменен, и тут в один прекрасный момент они решают: «А давайте сделаем так, чтобы родительский отпуск больше не учитывался при начислении пенсии за выслугу лет». Как такое может быть?» – недоумевает спасатель.

Нынешняя трактовка законодательства Департаментом социального страхования оторвана, по оценке адвоката, от жизни

Представляющий интересы Индрека адвокат Роберт Суйр отметил, что чиновник не может применять трактовку, ограничивающую права человека, если в законе нет чёткой формулировки.

«Отправная точка Департамента социального страхования, согласно которой во время родительского отпуска прерывается связь спасателя с его работой, является оторванной от жизни и надуманной. Да, у спасателя могут быть семейные обязательства, связанные с пребыванием дома с детьми, но по смыслу закона и во время родительского отпуска у него есть обязанности спасателя перед государством и в случае чрезвычайной ситуации он может быть вызван на службу», – пояснил Суйр.

Адвокат также напомнил, что родительский отпуск вообще не упоминается в Законе о пенсиях за выслугу лет. Административный суд также счёл, что закон не предусматривает особых положений в связи со временем родительского отпуска.

«Поскольку родительский отпуск не прекращает ни трудовых отношений на государственной службе, ни трудовой договор, а происходит приостановление трудовых отношений с продолжением учёта трудового стажа, то время, проведённое в родительском отпуске, должно быть засчитано в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет», – убеждён Суйр.

Министр МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс: «Это противоречит стремлениям государства»

Значительная часть людей, имеющих право на пенсию за выслугу лет, работает в учреждениях в сфере ответственности Министерства внутренних дел, например, полицейские, спасатели и тюремные чиновники.

Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс на правительственной пресс-конференции в четверг также заметил, что SKA без каких-либо изменений в законодательстве начал трактовать Закон о пенсиях за выслугу лет таким образом, что некоторым людям для получения пенсии придётся работать значительно больше.

«По непонятной для меня причине SKA говорит, что ждёт решения Государственного суда. На мой взгляд, то, что делается с этими людьми, несправедливо. Это полностью противоречит стремлениям государства, – заявил министр. – На мой взгляд, такая трактовка посылает сигнал, что на этих должностях не надо иметь детей».

По словам Ляэнеметса, ситуацией занимаются как Министерство внутренних дел, так и Министерство социальных дел.

Проблема в контексте «Закона о равном обращении»

Уполномоченный по гендерному равноправию и равному обращению Кристиан Веске считает, что новая практика SKA, возможно, нарушает законы о равном обращении, однако подчеркнул, что не может сказать наверняка, поскольку не знает всех обстоятельств.

«Что можно сказать с уверенностью, так это то, что в соответствии с Законом о гендерном равноправии запрещено относиться к людям хуже из-за того, что они выполняют семейные обязанности. В соответствии с принципом равного обращения важно, чтобы пенсионная система была справедливой и недискриминационной для всех граждан», – пояснил Веске.

По мнению Веске, вопрос требует более глубокого анализа, и ясность может внести решение Государственного суда.

«С одной стороны, мы как государство вроде бы хотим, чтобы рождалось больше детей. С другой стороны, непонятно такое поведение государства, когда люди, находящиеся в родительском отпуске, оказываются в худшем положении», – добавил он.