Департамент социального страхования Эстонии требует от дочери возврата пенсии, четыре года поступавшей на счет ее умершей матери

Каждый год в Эстонии обнаруживается около 50 случаев, когда государство продолжает выплачивать пенсию умершим людям, причем иногда это делается годами. Именно такой случай произошел с ничего не подозревающей жительницей Маарду, на счет матери которой после ее смерти еще в течение четырёх лет поступала пенсия. И вместо того, чтобы извиниться и попытаться вежливо исправить ошибку, чиновники отправили к женщине судебного исполнителя, рассказала передача ETV “Очевидец”.

Дом Антонины Васильевой, расположенный недалеко от поселка Иру, нуждается, по словам его хозяйки, в ремонте. Дом был построен в советское время, и при его строительстве использовалось все, что можно было достать, поэтому жить в нем зимой непросто. И хотя бывшая учительница истории будучи на пенсии еще и работает, сделать капитальный ремонт ей не под силу. Особенно сейчас, когда государство и судебный исполнитель требуют от нее около 16 000 евро. Сумма, от которой у каждого пенсионера начинают дрожать ноги и появляются на глазах слёзы.

Как появилось это требование о возврате денег? Почему взрослые люди уже на протяжении полутора лет не могут мирно решить вопрос, который сейчас превратился в большую проблему? И есть ли у этой истории разумное решение?

Эта история началась после смерти матери Антонины Васильевой Хильды летом 2009 года. Естественно, она проинформировала об этом государство. По словам Антонины, она сразу после того, как получила в городской управе Маарду свидетельство о смерти, пошла в соцотдел, и в течение следующих нескольких дней в регистре народонаселения была внесена запись, что Хильды Йыгисалу уже нет в живых.

И вот, спустя 4 года и 3 месяца после смерти матери Антонине пришло письмо из Департамента социального страхования, в котором говорилось, что она, как наследница, должна вернуть государству более 14 200 евро. Короче говоря, в сентябре 2013 года департамент вдруг обнаружил, что он перечисляет пенсию умершей четыре года назад Хильде на ее счет в Swedbank.

Это выяснилось, по словам советника отдела международных возмещений Департамента социального страхования Кадри Томингас, в ходе проверки данных. “Когда это было обнаружено, мы стали выяснять, как такое могло произойти. Мы получили ответ от ответственных за ведение баз данных, что данные, на которые мы опирались, были верными. Запись о смерти была в Регистре народонаселения с 2009 года, но почему это не было отражено в нашей системе, сегодня я ответить не могу”, – сказала Томингас.

Как пояснила Томингас, информация просто не поступила туда, куда нужно. “Она (Васильева – ред.) сделала все правильно в том смысле, что обратилась к местной власти, но информация о том, что надо прекратить выплачивать пенсию, в нашу систему не поступила”.

Все это понятно, ошибки иногда случаются. Но как государство может требовать с дочери умершей ошибочно выплаченные ей 14 000 евро? После обнаружения ошибки Антонине осенью 2013 года было отправлено короткое сообщение о том, что она должна вернуть выплаченную ошибочно ее матери пенсию. По словам Антонины, она вообще не поняла, о чем ей пишут и что от нее хотят, поскольку не была наследницей своей матери. Последние восемь лет Хильда жила с племянницей Антонины в Финляндии, и поэтому Антонина ничего не знала ни о ее пенсии, ни о ее банковском счете.

“В Финляндии живет моя племянница, и она мне сказала, что на счету Хильды осталось около 40 евро. Я тогда сказала, что я не собираюсь ничего наследовать, потому что за право наследования надо заплатить 200 евро. На этом все и закончилось”, – вспоминает Антонина.

Женщина решила, что она ни в чем не виновата, так как сообщила государству о смерти матери, и не должна платить деньги, которых у нее нет. Поэтому она и не ответила на первое письмо.

Но после того, как она получила второе письмо, она позвонила чиновнику и объяснила ему, чтобы ее оставили в покое, и если есть какая-то ошибка, то чтобы сами ее и исправляли.

Позиция Департамента социального страхования такова, что хотя в этой ошибке виновато государство, пенсию не платили бы четыре года, если бы дочь сделала больше. “Когда она обратилась к местным органам власти, она должна была дополнительно отправить нам по электронной почте простое сообщение или обратиться в банк, чтобы закрыли счет умершего пенсионера. Тогда эта информация поступила бы к нам быстрее, и пенсия бы так долго не платилась”, – поясняет Томингас.

На вопрос, где это записано, куда должен обратиться человек в случае смерти своего близкого, Томингас ответила, что в законе такой пункт не предусмотрен. “Это должен знать каждый человек, и она могла бы об этом спросить у чиновника местного самоуправления”, – сообщило должностное лицо.

По словам Васильевой, в Маардуской горуправе ей никто не сказал, что она должна делать.

Сейчас, позиция Департамента социального страхования такова, что Антонина должна вступить в права наследства, заплатить за это 200 евро, получить в банке перечисленную пенсию и вернуть ее государству.

 Оставьте комментарий