Большинству или 73% экономически активного населения в возрасте от 18 до 39 лет важно знать размер своей будущей пенсии, считает «Dienas Bizness». В то же время 70% признают, что никогда не пытались выяснить размер своего нынешнего пенсионного накопления. При этом почти половина или 46% опрошенных не знают или не вполне уверены в том, у кого из пенсионных управляющих находится их пенсионное накопление, свидетельствует опрос населения, проведенный дочерним предприятием банка Citadele – CBL Asset Management и центром исследований Norstat.
«Результаты опроса показали несколько интересных и в то же время опасных тенденций. Мы узнали, что экономически активные жители в возрасте до 39 лет желают знать, какая пенсия у них будет. Но в то же время тех, у кого интерес привел к реальным действиям, довольно мало. К сожалению, реальность такова, что большинство не знает ни размер своего нынешнего пенсионного накопления, ни у какого управляющего в настоящий момент это накопление создается. Поэтому теряется весь смысл трехуровневой пенсионной системы, которая предусматривает, что человек следит за своим накоплением, доходностью выбранного пенсионного плана и в случае необходимости меняет пенсионного управляющего или пенсионный план, а также принимает решение о создании накопления на 3-м пенсионном уровне. В результате люди чаще всего не пользуются возможностями государственной пенсионной системы. Не зная размер своего нынешнего пенсионного накопления и где оно находится, довольно легко жить иллюзиями», – отмечает председатель правления дочернего предприятия банка Citadele – CBL Asset Management Карлис Пургайлис (Kārlis Purgailis).
Чем выше доходы, тем лучше осведомленность
Согласно данным опроса, осведомленность жителей в возрасте от 18 до 39 лет о пенсионных вопросах в 2018 году снизилась по сравнению с 2011 годом. Если в 2011 году 62% жителей этого возраста совершенно точно знали, кто управляет их 2-м пенсионным уровнем, то сейчас таких всего 53%. Проявляется тенденция – чем выше уровень доходов, тем лучше люди осведомлены о вопросах пенсии. Данные показывают, что жители, чьи доходы составляют до 750 евро в месяц после уплаты налогов, реже знают своего управляющего 2-м пенсионным уровнем – в зависимости от уровня доходов его знают от 37% до 49% населения. В свою очередь, жители с доходами свыше 751 евро в месяц после уплаты налогов намного чаще знают, у какого пенсионного управляющего создается их пенсионное накопление – совершенно точно об этом знают 60–75% в зависимости от уровня доходов.
Чем моложе, тем меньше осведомленность
Опрос показал, что осведомленность молодежи в возрасте от 18 до 24 лет ниже, чем у людей в возрасте от 25 до 39 лет. Лишь 31% жителей в возрасте от 18 до 24 знают, кто управляет их 2-м пенсионным уровнем. Среди жителей в возрасте 25–29 лет об этом знает 45%; в свою очередь, в возрасте 30–34 лет – 59%. В то же время 66% населения в возрасте от 35 до 39 лет знает управляющего своим пенсионным накоплением.
«Латвийская пенсионная система предусматривает, что жители именно в молодости, начиная трудовую жизнь, должны принять решение, какому именно пенсионному управляющему и в какой план они желают направлять налоги для создания пенсионного накопления. Данный порядок предусматривает активные действия информированного жителя еще в молодости, когда он начинает работать на своем первом рабочем месте, а затем следит за доходностью пенсионного плана, чтобы принять решение, если в какой-то момент возникнет необходимость сменить управляющего или выбранный пенсионный план. Однако опрос показал, что в молодости люди в основном не интересуются вопросами пенсии. Но чтобы создать достаточное накопление до выхода на пенсию, важно именно в молодости начинать активно интересоваться этим вопросом и следить за ним», – отметил Карлис Пургайлис.
Большинство не понимает работу пенсионной системы
«Пассивность молодежи в вопросах пенсии большей частью объясняется тем фактом, что большинство из них не понимает работу пенсионной системы. Данные опроса показывают печальную тенденцию – 61% опрошенных указали, что не понимают работу пенсионной системы. Поэтому у них нет представления о том, что одни лишь 1-й и 2-й пенсионные уровни обеспечат не больше половины доходов до выхода на пенсию, поэтому необходимо создавать накопление на 3-м пенсионном уровне или другие накопления. К тому же 60% не знают или располагают ошибочной информацией о том, где можно узнать размер своего капитала 2-го пенсионного уровня. В свою очередь, 76% не знают или располагают ошибочной информацией о том, где можно сменить управляющего 2-м пенсионным уровнем», – отмечает Карлис Пургайлис.
Он заметил, что «в обществе также существует ряд стереотипов о пенсии. Во-первых, молодым людям кажется, что пенсия – это нечто очень отдаленное, о чем сейчас думать неактуально. Но это ложное представление. Именно в молодости и с началом трудовой жизни важно оценить результаты деятельности различных пенсионных управляющих и принять решение, кому из них доверить управление своей пенсией, чтобы увеличить свое будущее накопление. Во-вторых, существует мнение, что накопленная денежная сумма все равно слишком мала, чтобы ей интересоваться. Здесь стоит заметить, что, к примеру, у экономически активного человека к 35 годам на 2-м пенсионном уровне в настоящий момент в среднем накоплено от 4000 до 6000 евро. Кажется, это не та сумма, чтобы ее игнорировать. К тому же в зависимости от пенсионного управляющего и доходности пенсионного плана будущая пенсия может отличаться даже на пару десятков евро в месяц».
Решение – более активное информирование населения и удобный доступ к информации
Андрис Саулитис (Andris Saulītis), докторант социологии Европейского университетского института (Флоренция, Италия), изучающий вопросы финансового поведения населения, указал, что государство обязано, а также имеет возможность побуждать население активнее заботиться об обеспеченной старости. «Во-первых, государству следовало бы время от времени активно напоминать нам о необходимости оценить работу управляющего 2-го пенсионного уровня. Сейчас государство лишь раз в жизни – при начале первых трудовых отношений – спрашивает, кому доверить управление 2-м пенсионным уровнем. Государству стоило бы спрашивать нас об этом регулярно, например, через каждые десять лет. Во-вторых, в Латвии доходы домохозяйств находятся на критически низком уровне, что касается и накоплений на старость. Одна из неиспользованных возможностей государства – побуждать население не тратить возвращенную переплату по налогам. Государству следовало бы создать механизм, позволяющий легко направить эти деньги на пенсионное накопление. Один из способов – предусмотреть такую возможность при заполнении годовой декларации о доходах».
Он подчеркнул, что «во многих странах государственное управление использует множество различных средств, чтобы стимулировать население больше экономить, меньше тратить и думать не только о настоящем, но и о будущем. Латвийское государство тоже имеет возможность побуждать своих жителей интересоваться и принимать разумные решения в связи с личной пенсией вместо результатов, основанных на необдуманных привычках».
Заместитель государственного секретаря Министерства благосостояния Яна Муйжниеце (Jana Muižniece) сообщила о планах дополнить портал Latvija.lv и расширить сотрудничество со Службой государственных доходов, чтобы сделать информацию о пенсионных накоплениях более доступной населению и информировать каждого жителя о размере его пенсионного накопления.
Карлис Пургайлис предложил в качестве одного из решений улучшить обмен данными между страной и финансовыми учреждениями, чтобы каждый житель имел возможность просматривать пенсионное накопление в своем интернет-банке и мобильном приложении. Он заметил, что в дальнейшем пенсионные управляющие тоже будут создавать все больше новых автоматизированных услуг, более простых для населения. В качестве примера он упомянул разработанный CBL Asset Management план жизненного цикла Millennials, подстроенный под нужды конкретного поколения, который самостоятельно меняет стратегию с активной на консервативную в соответствии с изменениями возраста клиентов. В результате клиенту не нужно самостоятельно следить за тем, на каком жизненном этапе нужно перейти от активного пенсионного плана к консервативному.